Маркетплейсы вытесняют интернет-магазины
То, что онлайн-торговля давно и плотно конкурирует с обычной торговлей с лотка —ни для кого не новость. Однако, и в торговле через интернет разворачивается нешуточная борьба.
Вместо привычных интернет-магазинов или «цену в директ написали» приходят маркетплейсы.
Каждый из нас работал с ними, будь это мониторинг цен на технику на «Яндекс.Маркете» или покупки важных вещей на Aliexpress. Всё это маркетплейсы — площадки для электронной коммерции, предоставляющие товары или услуги третьих лиц.
Электронный базар, на котором один и тот же товар может предлагать несколько ритейлеров по разным ценам.
Какие бывают маркетплейсы
Первым маркетплейсом стал eBay, который продемонстрировал, что зарабатывать можно не только на качестве, но и количестве. Чем шире ассортимент, тем шире охват и выше прибыль, как следствие.
Главное отличие от интернет-магазина заключается в том, что ресурс продаёт товары третьих лиц, а не собственные.
По специализации маркетплейсы делятся на вертикальные и горизонтальные.
- Вертикальные ещё называют нишевыми. На них сосредоточены поставщики и производители одинаковых товаров и услуг. Например, Airbnb или Booking.com — ресурсы по аренде жилья, HeadHunter — для поиска работы.
Помимо основных услуг, сайты оказывают ещё и смежные дополнительные. Например, курсы повышения квалификации или бронирование столика в ресторане гостиницы, в которой вы остановились. Такая концентрация поставщиков одинаковых услуг в одном месте хороша для клиента, поскольку стимулирует компании делать цены ниже, а сервис — лучше.
- Горизонтальные. Самые известные из них — Avito или AliExpress, где можно продать или купить всё, что душе угодно. От квартиры до «Практичный Силиконовый Шоколад плавильный Горшок Плесень масло соус молоко выпечка заливки #71566». Для B2B сектора это Alibaba — крупнейший ресурс для торговых операций между компаниями.
Маркетплейс с точки зрения закона
Раньше выгода маркетплейса по сравнению с интернет-магазином была очевидна. Меньший уровень ответственности. Площадки выступали в роли посредников, получали процент со сделок и плату за размещение, этим и жили.
С 1 января процесс их работы изменится. С принятием 250–ФЗ «о защите прав потребителей», маркетплейсы получили новое имя — агрегатор информации о товарах и услугах. До этого у торговых площадок не было ни официального названия, ни сферы ответственности перед потребителем. С момента принятия закона агрегатор стал ответственен за… всё.
Во-первых, теперь агрегатор должен осуществлять возврат перечисленных денег покупателю, если были нарушены условия сделки. Были ли перечислены деньги продавцу или нет — не важно. Возврат должен быть осуществлён в течение 10 дней при нарушении условий доставки.
- Товар не был доставлен в срок;
- Покупатель расторг сделку, по причине нарушений.
Причиной для отказа может стать документальное подтверждение передачи товара.
Во-вторых, агрегатор должен сообщать покупателю все юридические данные поставщика товаров или услуг.
В эту информацию должно входить название компании, режим работы и адрес, ИНН и ОГРН. Реквизиты должны быть опубликованы непосредственно на сайте агрегатора, или размещены ссылки на сайт исполнителя.
Если эти обязательства были нарушены, и потребитель понёс убытки, агрегатор должен их ему компенсировать.
Предоставлять информацию маркетплейс должен и Роспотребнадзору.
Штрафы за сокрытие информации:
от покупателя 1000 - 10 000 ₽
от Роспотребнадзора 500 – 5000 ₽
Нужна ли маркетплейсам касса?
Не смотря на все отличия от интернет-магазина, маркетплейс точно так же попадает под формат 54–ФЗ. Если есть операции по реализации товаров и услуг, то должна быть и касса, которая их фиксирует и отправляет чеки покупателям.
Чтобы выбрать, понадобится ли физическая касса или виртуальная, нужно представить среднее количество позиций на сайте и примерное количество единовременных покупок.
Компания ITCOM Market предлагает широкий выбор онлайн-касс для интернет-магазинов и агрегаторов информации о товарах и услугах. Все они соответствуют нормам 54–ФЗ и имеют удобный и понятный интерфейс.